МФК «Т-Финанс» завершила размещение облигаций объемом 10 млрд руб.
Компания «Т-Финанс», специализирующаяся в секторе микрофинансирования, успешно осуществила выпуск облигаций на сумму 10 миллиардов рублей, достигнув тем самым рекордных показателей на данном рынке. В среде микрофинансовых организаций (МФО) наблюдается жесткая борьба за привлечение инвестиций из-за высокой конкуренции. МФО, которые находятся в составе банковских групп, пользуются лучшими рейтингами и поддержкой со стороны головных компаний, благодаря чему могут привлекать средства даже от крупных инвесторов. В то же время, независимые МФО сталкиваются с необходимостью выплачивать повышенные проценты из-за более высокого риска, что делает публичное финансирование для них менее выгодным на фоне текущих процентных ставок. Таким образом, многие из них отдают предпочтение финансированию своей деятельности за счет заемных средств и собственного капитала.
В прошлую пятницу, на 20-е сентября, МФК «Т-Финанс» успешно завершила выпуск своих двухгодичных облигаций серии 001Р-01, объемом в 10 млрд рублей, которые отличаются изменяемым купонным доходом. Отмечается, что в процессе размещения было заключено более 10,5 тысяч сделок, согласно данным, предоставленным Московской биржей. Интересно, что первоначально, в ходе сбора предложений 17 сентября, планировалось привлечь 5 млрд рублей, однако впоследствии, после маркетинговых усилий, объем займа был удвоен до 10 млрд рублей. Сообщается, что собранные финансы будут направлены на дальнейшее расширение операций компании и увеличение объема предоставляемых займов. Этот выпуск облигаций стал рекордным для МФО рынка по объему.
Высокая популярность облигаций Т-Банка объясняется не только его принадлежностью к определенной группе, но и привлекательными условиями для инвесторов, включая достойное кредитное качество с рейтингом «А» по версии АКРА с перспективой на улучшение и привлекательную доходность. Доход по облигациям был установлен на уровне ключевой ставки Центрального Банка плюс 2,75% годовых, что Роман Соколов, глава департамента корпоративных финансов в «Цифра Брокер», считает стандартной премией для такого уровня рейтинга. Он также указывает, что аналогичные условия предлагались и другим учреждениям с сопоставимым рейтингом, включая МСП-банк.
Яков Ромашкин, занимающий должность финансового директора в ГК Eqvanta, выразил мнение, что инвесторы, привлекаемые к новым выпускам облигаций, склонны проявлять большую осторожность по сравнению с традиционными участниками рынка микрофинансирования. Это связано с тем, что компания пользуется устойчивой поддержкой со стороны своей группы и занимает особое место на рынке. С другой стороны, на рынке микрофинансирования облигации с переменными процентными ставками, которые уже не являются новинкой и были выпущены, в числе прочего, компанией «Джой Мани» и ГК Eqvanta в последние несколько лет, демонстрируют, что получить финансирование на публичных рынках для независимых участников значительно сложнее, чем для банковских микрофинансовых организаций.
Из данных, опубликованных Центральным банком России, становится очевидным, что общий рост объема займов на микрофинансовом рынке (с увеличением портфеля МФО до 505 миллиардов рублей к концу второго квартала, что представляет собой рост на 7% по сравнению с предыдущим кварталом и на 27% на годовой основе) был в значительной мере обеспечен за счет привлечения банковских кредитов, в то время как капитал МФО показал снижение. Примечательно, что за этот же период доля банковских кредитов в общей задолженности МФО увеличилась с 44% до 50%.
Вместе с тем, рынок микрофинансирования сталкивается с необходимостью выплаты повышенных процентов по сравнению с другими высокодоходными инвестиционными инструментами, что, хотя и привлекает инвесторов, однако снижает доходность для самих МФО, как подчеркивают эксперты. Никита Бороданов, аналитик из ФГ «Финам», указывает, что большинство микрофинансовых компаний обладают рейтингом ниже BBB, что в инвестиционном мире классифицирует их как представителей ниже третьего уровня.
Компании, опрошенные изданием «Ъ», выражают предпочтение использованию кредитных линий и собственных финансовых ресурсов для преодоления регуляторных ограничений. По словам Ивана Уклеина, старшего директора по банковским рейтингам в «Эксперт РА», отличие микрофинансовой отрасли заключается в более высоком уровне собственных средств в структуре пассивов по сравнению с банковским сектором. Екатерина Захарова, финансовый директор Summit Group, подчеркивает стремление к разработке новых продуктов и последующему выходу на облигационный рынок как только появятся подходящие возможности. Андрей Пономарев, генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir, подтверждает, что хотя облигационные выпуски рассматриваются в качестве долгосрочной стратегии, основное финансирование деятельности в настоящее время обеспечивается за счет банковских кредитов.